Новости республики

12 Декабря 2018 09:46
Снижение налоговой нагрузки обеспечит социальное равенство казахстанцев

Как подчеркнул Глава государства, снижение налогового бремени будет осуществляться по индивидуальному налогу для тех граждан, кто получает оплату труда менее 25-кратного размера МРП в месяц. Учитывая текущий размер МРП (2 405 тенге), порог для применения льготного налогообложения составит 60 125 тенге.

Согласно  результатам единовременного обследования по распределению численности работников по размерам начисленной заработной платы, которое проводится Комитетом по статистике один раз в два года, численность наемных работников с заработной платой до 60 000 тенге в июне 2017 года составила более 715 тысяч человек или 24,3% наемных работников (табл.1).

Источник: по данным Комитета по статистике МНЭ РК

Следует отметить, что сбор данных для обследования производится по всем предприятиям и организациям, без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Данным обследованием охватываются работники, проработавшие полностью июнь месяц 2017 года. С учетом численности занятых в малом предпринимательстве эта социальная инициатива охватит целевую группу наемных работников с низкими заработными платами в количестве более 2 млн человек. Кроме того, высвобождаемые средства от снижения налоговой нагрузки будут направлены на увеличение оплаты труда данной категории работников. В результате, у не менее одной трети наемных работников страны вырастет заработная плата без увеличения нагрузки на работодателей, что в конечном итоге отразится на повышении уровня жизни и благосостояния населения.

«Государству в целом следует снижать налоговую нагрузку на менее состоятельные слои населения. В связи с тем, что в Казахстане высокий процент самостоятельно занятых, основной фокус государственной налоговой политики должен быть смещён на них»,- считает директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров.

Кроме того, в рамках второй инициативы Глава государства Н.А. Назарбаев поручил Правительству РК изучить в дальнейшем возможность внедрения прогрессивной шкалы подоходного налога. В настоящее время в Казахстане действует плоская (единая) шкала налогообложения, которая означает, что при любом уровне заработной платы работающие граждане платят в бюджет по единой фиксированной ставке налога.

Необходимо отметить, что в период  2002-2006 гг. в Казахстане функционировала прогрессивная шкала налогообложения, которая неоднократно изменялась в сторону смягчения. Так, предельная ставка налога снижалась с 30% до 20% при начальном пороге обложения в 5%. В 2007 году в ходе проведенной налоговой реформы шкала снова стала плоской, которая функционирует в настоящее время. Начиная с 2010 года, в казахстанском обществе возобновились обсуждения перехода на прогрессивную шкалу налогообложения. По мнению сторонников данного перехода, главным аргументом целесообразности перехода на прогрессивную шкалу налогообложения является её более справедливый характер, нежели чем плоская система, возможности снижение социального неравенства. Принцип построения такой шкалы заключается в том, что налоговые ставки увеличиваются в зависимости от уровня облагаемого дохода.

Прогрессивная система налогообложения применяется как один из инструментов сглаживания существующей дифференциации населения. Основными преимуществами прогрессивных налогов являются снижение социального неравенства и имущественного расслоения, выравнивание для малообеспеченного и богатого человека значимости налоговых «потерь» и получаемых от государственных услуг выгод. Прогрессивная шкала имеет экономическое обоснование и применяется в большинстве развитых стран мира (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция и др.).  Эксперты Всемирного банка считают, что такая система налогообложения будет способствовать снижению неравенства в доходах населения и удовлетворению растущих потребностей граждан в услугах здравоохранения, образования, транспорта и т.д.

При этом необходимо понимать, что в нынешних реалиях внедрение прогрессивной шкалы налогообложения взамен плоской несет в себе определенные риски. Во-первых, один из рисков – это возможный перенос налогового бремени на формирующийся средний класс. Во-вторых, потенциальной реакцией на внедрение прогрессивной шкалы станет сокращение официальных заработных плат на предприятиях, а также распространение теневых схем. В этой связи должна учитываться позиция сторонников сохранения плоской шкалы налогообложения, основной аргумент которых заключается в том, что фиксированный налог для всех граждан создает больше стимулов к работе, так как люди могут сохранить большую часть своего высокого дохода.

Таким образом, вторая социальная инициатива призвана снизить налоговую нагрузку на менее состоятельные слои населения, тем самым увеличив их доходы. По предварительным оценкам, охват такого населения составит более 2 млн человек. С другой стороны, внедрение прогрессивной шкалы подоходного налога носит более справедливый характер, т.к. служит одним из инструментов сглаживания существующей дифференциации населения и обеспечения социального неравенства. При этом прогрессивная шкала налогообложения, действовавшая в Казахстане в 2002-2006 гг., неоднократно изменялась в сторону смягчения, а затем и вовсе была отменена.

Государственная налоговая политика должна учитывать имеющийся опыт функционирования прогрессивной шкалы и потенциальные риски её внедрения в дальнейшем.

Напомним,  социальные инициативы Президента, озвученные Главой государства 5 марта на совместном заседании палат Парламента,  включают в себя пять пунктов: доступное жилье для каждой семьи, снижение налоговой нагрузки, повышение доступности и качества высшего образования, расширение микрокредитования и газификацию страны.

Маншук Каримова